Внешпромсбыт Видео
Call Center
375-17-3326319

Мобильная лаборатория: зачем делать экспресс-анализ масла?

 Хорошо известно, что по состоянию масла можно судить о состоянии многих систем мотора. Чтобы вовремя принять меры и не доводить до полного выхода из строя и крупного ремонта как раз и существуют приборы для экспресс-анализа

«Лаборантом» и «экспертом» FluidScan Q1000 стал инфракрасный сканер  от американской компании Spectro (отечественных аналогов, увы, пока нет). «Скан» представляет собой портативное устройство с автономным питанием от встроенного аккумулятора, весь комплект которого умещается в небольшой чемоданчик.

Первый шаг - измерение фона. Здесь прибор определяет температуру и влажность окружающего воздуха, исходя из которых делается его калибровка. Если этим пренебречь, то измерения будут неточными. Например, «прибор» может неправильно показать содержание воды в масле.

Следующий шаг — анализ свежего, неиспользованного масла, который затем берется как эталон. Полученные результаты вносятся в память прибора, чтобы пользоваться ими в дальнейшем. Также в память можно занести «паспортные» данные о составе масла от завода-изготовителя, соотнести их с собственными и максимально точно откалибровать прибор.

 

Подготовка окончена и теперь делаем забор масла из картера двигателя. Процедура проводится посредством небольшого насоса с трубчатой насадкой (входит в комплект), который откачивает небольшую порцию масла в пробирку. Сам насос с маслом не контактирует, а пробирки и трубки используются одноразовые, чтоб избежать смешения свежей пробы с остатками предыдущей.

Для анализа берется одна капля, которая помещается на «столик» прибора и закрывается крышкой. Инфракрасный луч просвечивает материал и по степени поглощения ИК-излучения определяет наличие и количество определенных химических соединений, характеризующих состояние масла и степень его выработки. Эта процедура занимает около минуты.

В нашем случае щелочное число у свежего масла составляло 9 мгКОН/г, а у образца, взятого из мотора, этот показатель был равен уже 7.7 мгКОН/г. Что это значит? «Для дизельных двигателей масло считается полностью отработавшим при падении щелочного числа в два раза. Для этого масла нижний предел, соответственно, равен 4.5 мгКОН/г. После чего масло будет необходимо заменить».

Важными показателями являются оксидация (Oxidation), нитрация (Nitration) и сульфатация (Sulfation). Эти параметры находятся в обратной зависимости от щелочного числа, с падением которого в масле растет его насыщенность кислотами, оксидами азота и сульфатов — солей серной кислоты. Явления неизбежные в процессе работы, но опять-таки, здесь необходимо контролировать нарастание показателей (и соответственно, падение щелочного числа). При достижении критических величин, масло считается выработавшим ресурс и подлежащим замене. Если же этот момент пропустить, деградировавшее масло значительно теряет свои смазывающие способности, в двигателе возникает повышенный износ, образуются нагар, отложения и коррозия.

Важными показателями являются оксидация (Oxidation), нитрация (Nitration) и сульфатация (Sulfation). Эти параметры находятся в обратной зависимости от щелочного числа, с падением которого в масле растет его насыщенность кислотами, оксидами азота и сульфатов — солей серной кислоты. Явления неизбежные в процессе работы, но опять-таки, здесь необходимо контролировать нарастание показателей (и соответственно, падение щелочного числа). При достижении критических величин, масло считается выработавшим ресурс и подлежащим замене. Если же этот момент пропустить, деградировавшее масло значительно теряет свои смазывающие способности, в двигателе возникает повышенный износ, образуются нагар, отложения и коррозия.

Каков итог?

Наблюдая работу инфракрасного сканера, поневоле вспоминаешь «дедовский» метод «анализа» масла, когда капали со щупа на белую бумажку и разглядывали через лупу. Приходят на ум и химические лаборатории с неисчислимым количеством разных колб, пробирок и реторт, приборами размером со шкаф. Сканер же соединил в себе достоинства обоих: простоту и мобильность с точностью и информативностью.

Для автовладельца-частника этот прибор, конечно же, совсем не нужен — достаточно вовремя делать ТО и покупать проверенное масло в проверенных местах. Но для вот автосервисов, а тем более для  спортивных гоночных команд, у которых каждая секунда на счету и поломка на этапе грозит поражением, такое оборудование оказывается более чем ценным инструментом. ИК-сканер позволяет в полевых условиях за самое короткое время выявить возможные неисправности и сразу же принять меры. Жаль, подобное оборудование опять приходится закупать на Западе. Но, может быть, только пока?..

Quality

top