Внешпромсбыт Видео
Call Center
375-17-3226319

1 Температура застывания

  • Температура застывания (pourpoint) или температура потери текучести - это самая низкая температура, при которой масло еще обладает способностью течь. По зару­бежным стандартам температурой застывания называется температура, которая на 3°С выше действительной температуры затвердевания (solidificationtemperature) - при которой в течение 5 с масло находится в неподвижном состоянии (стандарты ISO 3, ASTM D 97, ГОСТ 20287-74).

Температура застывания указывает только на возможность переливания масла (например, из тары), не прибегая к предварительному подогреву. Однозначной взаимосвязи температуры застывания масла с его пусковыми свойствами на холоде не существует. Температура застывания обязательно должна быть ниже той температуры, при которой определяют прокачиваемость согласно классификации SAE J 300.

Минеральное масло - это многокомпонентная система, застывание которой является сложным и многостадийным процессом, зависящим от взаимодействия отдельных компонентов, их взаимного растворения и др. В минеральном масле при понижении температуры в первую очередь зарождаются и растут кристаллы парафина. С появлением кристаллов масло мутнеет, и эта температура называется температурой помутнения(cloudpoint). В дальнейшем кристаллы парафина растут, соединяются, слипаются и конечном итоге образуют кристаллический каркас, масло становится неподвижным; желеобразным. Таким образом, температура застывания фактически является темперой желеобразования. Между кристаллическим каркасом масло еще остается жидким и при встряхивании или перемешивании текучесть всей массы масла может частично восстановиться. Такой процесс затвердевания, как специфический процесс кристаллизации, зависит от скорости охлаждения и от термической и механической предыстории масла (от температурного режима, интенсивности и продолжительности принудительного течения в интервале времени до измерения температуры застывания). Поэтому при определении этой температуры требуется строгое соблюдение предписанной процедуры охлажу и выдержки жидкости.

Военное ведомство США, для масел военного транспорта, потребовало определения так называемой равновесной (стабильной) температуры застывания (stablpoint), при определении которой проводится многочасовая (пятидневная) низкотемпературная обработка масла по заданной программе между 0°С и - 40°С. Методика при исключить влияние предыстории масла на текучесть при низкой температуре (FTM St (No.791C, Method 203.1; SAE J300 APR55, Appendix В). Эта процедура становится основной при разработке новых масел и для точной характеристики базовых, моторных масел. Недооценка важности этой процедуры со стороны производителей масел приводила к серьезным рекламациям на конечном рынке и выходу из строя агрегатов.

Низкая температура застывания важна для зимних и всесезонных масел. При запуске холодного двигателя или в начале движения с непрогретым двигателем, масло в первый же момент своей работы должно поступать в самые узкие и отдаленные узлы трения. Поэтому температура застывания должна быть ниже минимальной предполагаемой температуры окружающей среды.

Температура застывания часто служит показателем предельной минимальной температуры заливки, переливки и, частично, эксплуатации масла. Поэтому она включается в список типовых характеристик масел и гидравлических жидкостей для автотранспорта. Минимальная температура эксплуатации моторных масел, согласно спецификации SAE J300 № APR97, определяется по низкотемпературным характеристикам вязкости и прокачиваемости.

Quality

top