Обслуживание, ориентированное на надёжность
Международный стандарт SAE JA1012 (A Guide to the Reliability-Centered Maintenance Standard) определяет методологию «Обслуживания, ориентированного на надёжность», как «специфический процесс, используемый с целью идентификации и внедрения подходов, необходимых для управления состояниями отказов в системе, способных привести к функциональному отказу любого физического объекта системы в данных условиях эксплуатации».
Обобщая положения действующих стандартов, описывающих требования и процедуры, связанные с организацией ТОиР, ориентированных на надёжность, можно выделить следующие основные вопросы, ответы на которые должны давать предприятию возможность определить комплекс мероприятий, гарантирующих выполнение производственными активами возложенных на них функций в рамках применения методологии Reliability-Centered Maintenance (RCM):
- Каковы основные функции оборудования, а также связанные с ними стандарты, определяющие его работоспособность и производительность в существующих условиях эксплуатации?
- Каким образом оборудование может отказать при выполнении своих функций (функциональные отказы)?
- Каковы могут быть причины каждого функционального отказа (типы отказов)?
- Что происходит в случае каждого функционального отказа (влияние отказов)?
- Какое значение имеет каждый конкретный функциональный отказ (последствия отказов)?
- Что необходимо сделать для прогнозирования или предотвращения каждого конкретного отказа (планово-предупредительные мероприятия и интервалы между ними)?
- Что должно делаться в случаях, когда невозможно заранее определить подходящее планово-предупредительное мероприятие (действия по умолчанию)?
Таким образом, RCM (Reliability-Centered Maintenance), фактически, представляет собой формальную методологию, дающую возможность предприятию оптимизировать свою программу по обслуживанию и ремонту производственных активов (оборудования).
В практике управления в последнее время происходит переосмысление значимости ремонтных и обслуживающих подразделений предприятий. Поскольку перед менеджментом современных компаний стоит цель минимизации бюджета ТОиР без увеличения аварийности оборудования, главной задачей становится правильное распоряжение бюджетом, то есть четкое и безошибочное определение того, что, когда и как следует обслуживать или ремонтировать.
Ярким примером потенциального эффекта от применения RCM может являться сокращение расходов предприятия на техническое обслуживание и ремонты оборудования на 20 и более процентов при сохранении показателей надёжности функционирования этого оборудования на неизменном уровне.
Идея обслуживания, ориентированного на надёжность, основывается на постулате, согласно которому поддержание единицы оборудования в безупречном состоянии (согласно предписаниям её производителя) не является самоцелью. Целью же является обеспечение надежности критичных для деятельности предприятия производственных и технологических процессов, в протекании которых задействована соответствующая единица оборудования.
Стратегия осуществления обслуживания, ориентированного на надёжность, подразумевает определение и внедрение комплекса мер, необходимых для обеспечения гарантии того, что любой производственный объект будет продолжать выполнять функции, требуемые от него в текущих эксплуатационных условиях. Кроме того, применение методологии RCM позволяет максимально быстро и с наименьшими издержками вводить в строй новые производственные активы.
Если подход Reliability-Centered Maintenance применяется корректно, он существенно (например, в сравнении с подходом выполнения планово-предупредительных ТО и ремонтов) изменяет связи между людьми, вовлеченными в процесс обслуживания, оборудованием, находящимся в их распоряжении, а также теми людьми, которые непосредственно эксплуатируют и обслуживают это оборудование.
Внедрение методологии RCM на предприятии, как правило, начинается с классификации оборудования, задействованного в основных производственных процессах, по уровню его значимости («критичности»): оценивается стоимость обслуживания и ремонта оборудования, возможные потери при его отказах, последствия таких отказов и потерь для общих показателей деятельности предприятия.
Для каждого из определённых классов производственного оборудования рассматривается на предмет применимости и выбирается какой-либо из видов обслуживания, зависящий как от значимости («критичности») оборудования в классе, так и от самой технологии такого обслуживания. При этом, вне зависимости для выбранного вида обслуживания оборудования в конкретном классе, любой фактический отказ оборудования регистрируется, тщательно анализируется, по факту его возникновения выполняется комплекс так называемых корректирующих мероприятий в целях недопущения повторения подобного отказа в дальнейшем.
Существенную поддержку внедрению на предприятии методологии обслуживания, ориентированного на надёжность (Reliability-Centered Maintenance), оказывает применение соответствующих специализированных программных инструментов, позволяющих автоматизировать такие учётные, аналитические и расчётные операции, являющиеся неотъемлемыми составляющими процессов RCM, как:
- анализ видов, последствий и критичности отказов,
- расчёты наработок на отказ,
- анализ дерева отказов,
- анализ дерева событий,
- анализ диаграмм надёжности,
- Марковский анализ,
- учёт и анализ отказов,
- управление корректирующими и предупреждающими действиями,
- прогнозирование безотказности,
- прогнозирование ремонтопригодности,
- анализ стоимости жизненного цикла,
- статистический анализ
и другие трудоёмкие процедуры и функции.
Применение подхода к техническому обслуживанию оборудования, ориентированному на надежность (RCM), позволяет существенно повысить эффективность ТОиР при сохранении затрат на прежнем уровне. Не могут не впечатлять результаты, которые можно получить, опираясь на данный подход. Ключом к успеху в решении этой актуальной и амбициозной задачи являются переосмысление действительного значения области ТОиР в деятельности компании и грамотное сочетание организованных усилий по внедрению методологии Reliability-Centered Maintenance с применением современных инструментов автоматизации этой важнейшей части производственного процесса предприятия.