Подготовка топлива для горелок на жидком топливе и отработанном масле
Все известные способы очистки смазочных масел от загрязнений принято классифицировать по трем группам: химические, физические, физико-химические.
Химические методы уже практически не применяются из-за низкой эффективности и; сложности утилизации отходов; физические — обеспечивают очистку масел до приемлемого уровня, но не осветляют его; физико-химические способы позволяют проводить очистку с осветлением масла.
Они основаны на использовании коагулянтов, адсорбентов и ионообменных смол.
Нами разработан способ очистки отработанных моторных масел от механических примесей и воды с осветлением масла за счет удаления из него продуктов старения, находящихся в мелкодиспергированном состоянии.
Способ достаточно прост в реализации. Не требуется высокой квалификации исполнителей. Затраты на очистку не превышают 1 рубля на 1 литр.
В процессе очистки из отработанного масла удаляются 90% смол, асфальтенов, карбенов, карбоидов при щадящем воздействии на базу присадок. Механические примеси и вода в процессе очистки с осветлением удаляются полностью. Цвет масла изменяется с черного до красно – коричневого (по моторному маслу). Индустриальные, трансформаторные, компрессорные масла восстанавливаются до показателей близких к свежему (товарному) маслу.
Масло с высоким запасом эксплуатационных свойств (присадок –содержание контролируется экспресс - методом по щелочному числу) используется на долив в среднефорсированных двигателях. Масло, выработавшее свой ресурс более чем на 50%, рекомендуется использовать в гидравлических системах машин.
Гидравлические, индустриальные, трансформаторные, компрессорные масла после очистки пригодны для повторного применения с ресурсом 90-95% от ресурса свежего масла. Отработанные моторные масла после очистки по всем показателям может быть использовано как гидравлическое масло. Отработанные моторные масла дизельных двигателей после очистки могут быть использованы на долив в среднефорсированных двигателях. Возможно добавление в него загустителей и пакета присадок.
Очищенные отработавшие масла (например - моторные) обладают достаточным запасом эксплуатационных свойств для целей их повторного применения в менее нагруженных узлах и агрегатах машин взамен свежих. Бережно собранные отработанные моторные масла (без внесения в них дополнительных загрязнений в виде почвенной и воздушной пыли, воды, топлива, моющих жидкостей, а также жидкостей не нефтяного происхождения) могут использоваться после очистки и восстановления:
- в среднефорсированных двигателях внутреннего сгорания при умеренных нагрузках;
- в гидросистемах тракторов, комбайнов, автомобилей, дорожно-строительной техники и прочих сельскохозяйственных машин;
- в коробках перемены передач и трансмиссиях при умеренных нагрузках;
- в инерционно-масляных воздухоочистителях тракторов, комбайнов и автомобилей;
- в редукторах и других узлах с.х. техники;
- в ротационных вакуумных насосах;
- в ходовой части тракторов;
- при консервации сельскохозяйственной техники и т.п.
Наиболее жесткие требования к качеству очистки и восстановлению отработавшего моторного масла предъявляются для его применения в двигателях и гидросистемах. На основе анализа результатов исследований и испытаний масел, нормативно-технической документации, браковочных норм и т.п., сформированы основные требования к сырью и изготавливаемой продукции (масла) в зависимости от направления его использования.
При очистке отработанного моторного масла улучшаются его физико-химические показатели, такие как: загрязненность, обводненность, а при восстановлении эксплуатационных свойств - щелочное число, вязкость и диспергирующе-стабилизирующие свойства. При назначении направления и регламента использования очищенного отработанного масла обязательно требуется оценка его основных показателей экспресс-методами анализа
Описание технологического процесса и технологической схемы производственного объекта
Технологический процесс очистки и восстановления отработанного масла на участке сбора и очистки проводится по нижеприведенной схеме. Процесс ведется в несколько стадий:
- подготовка сырья;
- подогрев сырья;
- введение и обработка масла разделяющим агентом;
- осаждение загрязнений масла;
- хранение и выдача восстановленного масла потребителю.
В комплект входит технологическая документация на очистку отработанных масел компрессоров холодильных машин, ТЕХНОЛОГИЯ ОЧИСТКИ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ МАСЕЛ
(И-12А, И-20А, И-30А, И-40А, И-50А ГОСТ 20799 – 88)
Показатели очистки масел
П о к а з а т е л и |
М а с л а |
||||||||
индустриальные |
гидравлические |
моторные |
|||||||
исход. (загр) |
очищен. |
свеж. И - 40 |
исход. (загр) |
очищен. |
свеж. ИГП-38 |
исход. (загр) |
очищен. |
свеж. ГОСТ |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Вязкость кинематическая, мм2/с |
58 70 61 - 75 (при 40о) |
58 60 56 - 65 (при 40о) |
8,5 |
9,0 |
10,0 |
||||
Щелочное число, мг КОН/г |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
2,9 |
2,5 |
6,0 |
Кислотное число, мг КОН/г |
0,15 |
0,04 |
0,05 |
0,67 |
0,21 |
не более 1,0 |
1,1 |
0,09 |
не нор. |
Температура вспышки, оС |
195 |
205 |
200 … … 220 |
200 |
210 |
210 |
165 |
170 |
200 |
Содержание мех. примесей, % |
0,3 |
0,009 |
отс. |
0,7 |
0,01 |
отс. |
0,9 |
0,01 |
0,015 |
Содержание нерастворимого осадка, % |
0,08 |
0,01 |
отс. |
0,1 |
0,01 |
не нор. |
0,7 |
0,02 |
не нор. |
Содержание воды, % |
0,8 |
отс. |
отс. |
0,4 |
отс. |
отс. |
0,6 |
отс. |
следы |
Цвет, ед. ЦНТ |
5,5 |
4,0 |
3,0 … … 4,5 |
5,0 |
4,0 |
4,0 |
9 |
4-5 |
3 |
Гидравлические, индустриальные, трансформаторные, компрессорные масла после очистки пригодны для повторного применения с ресурсом 90-95% от ресурса свежего масла.
Отработанные моторные масла после очистки по всем показателям может быть использовано как гидравлическое масло.
Отработанные моторные масла дизельных двигателей после очистки могут быть использованы на долив в среднефорсированных двигателях. Возможно добавление в него загустителей и пакета присадок.
Окупаемость с момента запуска, при нормальных поставках отработки и хорошо поставленных продажах 2-4 недели.