Способы увеличения срока службы масла
За счет оборудования фильтрации новых масел компании получают возможность увеличить интервалы замены масла, т. к. смазочные материалы теперь заправляются в машины с меньшим уровнем содержания загрязнений.
«Искусственная почка» Конечно, намного выгоднее не только фиксировать изменения состояния масла в процессе эксплуатации, но и активно воздействовать на него, чтобы увеличить его ресурс. Например, по результатам анализов можно предпринимать меры по очистке смазочных материалов с помощью внешней фильтрационной установки типа «искусственная почка».
Способ восстановления свойств гидравлического масла путем фильтрации с помощью внешней установки, по аналогии с человеческим организмом именуемой «Искусственной почкой», широко известен. Теоретически этим способом можно увеличить срок службы гидравлического масла в 2–3 раза, периодически удаляя из него твердые частицы и влагу, например уменьшая содержание влаги с 1000 до 250 частей на миллион (ppm).
Что касается гидросистем тяжелых строительных машин, то практически для любой машины будет полезно периодически (например, через каждые 2000 моточасов) выполнять фильтрацию гидравлического масла с помощью стационарной или мобильной внешней установки типа «искусственная почка».
Восстановление истощившихся присадок в масле. Некоторые владельцы тяжелой техники в процессе работы добавляют в масло присадки, чтобы улучшить значения вязкости и щелочного числа. В результате владелец за счет добавления присадок использует масло на протяжении, например, 60 000 км, тогда как компания-производитель машины рекомендует установить интервал замены масла в 30 000 км пробега. Но какими могут быть последствия такого «восстановления»?
Процесс старения масла похож на старение человеческого организма. В масле, как и в организме человека, под воздействием условий работы и других отрицательных факторов происходят и накапливаются (увы!) необратимые изменения. И чем дольше работает масло в оборудовании, тем меньше эффекта оказывает добавка в него присадок (как и лекарства в организме человека). В результате вязкость масла неуклонно повышается, шлам и коррозионно-активные кислоты действуют на поверхности металлических деталей и подшипников. А при использовании смазочных материалов более низкого качества эти проблемы будут возникать и нарастать намного быстрее. Присадки могут несколько продлить срок службы масла, но они не могут предотвратить старения и деградации. К тому же добавление присадок может нарушить выверенный баланс в рецептуре смазочного материала.
И тем не менее существует несколько способов восстановления истощившихся присадок, для того, чтобы увеличить интервалы замены масла. Один путь – это восстановление присадок путем введения специальных присадок-концентратов в эксплуатируемое масло. Этот способ обычно применяют к машинам с большим объемом системы смазки, таким как компрессоры и турбины. Однако восстановление содержания присадок должно выполняться после того, как лабораторные анализы подтвердят, что введение дополнительного вещества не ухудшит других эксплуатационных характеристик смазочного материала. Иногда устройства-дозаторы, впрыскивающие в масло порции присадки-концентрата, встраиваются в масляные фильтры и работают автоматически.
Другой способ: «сливать часть старого масла и немедленно доливать свежее», т. е. частичная замена – используется, когда полная замена масла сопряжена с риском или неудобством. Это позволяет удалить из масла часть загрязнений и пополнить состав свежими присадками.
Подчеркнем: не следует путать концентраты для восстановления истощившихся присадок с так называемыми «присадками для восстановления компрессии, снижения шума» и т. д., сколько позволит фантазия их «изобретателей». Автор сам инженер-испытатель двигателей, ему приходилось беседовать с двигателистами солидных зарубежных компаний, и у всех специалистов мнение однозначное: такие «присадки для компрессии» вредны и опасны и применять их не стоит. К сожалению, подробнее этот вопрос мы обсудить не можем, так как он отклоняется от основной темы нашей статьи.
Промывка систем смазки, а также маслораздачи и хранения смазочных материалов . При замене масла, особенно в системах хранения, маслораздачи или смазки крупногабаритных строительных и горных машин, желательно выполнять промывку всей системы. Особенно рекомендуется делать это, если машина (система) не новая и работает в неблагоприятных условиях – в сильно запыленном или влажном воздухе, или если заправляется масло другой марки, отличающейся от марки слитого смазочного материала.
Выбор неправильной технологии промывки может не только стать причиной увеличения затрат финансов и времени, но и просто не принести желаемого результата. Если система большая и сложная, ее промывка достаточно сложная задача, для выполнения которой иногда требуется специальное оборудование. По этим причинам штатные механики предприятия далеко не всегда способны правильно выполнить эту работу, и рекомендуется обратиться в специализированную организацию. При этом следует выяснить, справится ли специализированная компания с этой задачей и соответствует ли их предложение вашим запросам: некоторые такие фирмы промывают любые системы одни и тем же способом, что не всегда приемлемо.
Ниже мы перечислим несколько методов промывки, расположив их последовательно в порядке возрастания сложности, затрат времени, риска для машин и общей стоимости. Конечно, лучше выбирать технологии из начала списка и стараться избегать самых сложных. Учтите, что описания приводятся краткие, без специфических подробностей. Перед тем как приступить к промывке, следует запросить более подробную информацию о порядке ее выполнения у производителей оборудования, поставщиков смазочных материалов и т. д.
Двойная замена масла. Когда на внутренних поверхностях деталей машины еще не заметно следов износа, несмотря на наличие в масле шлама и нерастворимых веществ, лучшим способом промывки может быть простая двойная замена масла. При сливе в первый раз с маслом уйдет большая часть загрязнений и деградировавшего масла. Затем заправляется свежее масло, машина запускается, и масло циркулирует через фильтр тонкой очистки до тех пор, пока не достигнет рабочей температуры и совершит полную циркуляцию по системе смазки машины не менее четырех раз. Затем оно также сливается. Рекомендуется отобрать пробы и выполнить анализы второго масла методами «Масляного пятна», на фильтровальной бумаге, на общее содержание нерастворимых веществ и другие уместные в данном случае анализы непосредственно перед тем, как масло будет слито, чтобы определить, успешно ли выполнена промывка. Если промыть систему этим методом не удалось, нужно использовать другую технологию.
Простая принудительная промывка. Для принудительной промывки используется портативная фильтровальная установка типа «искусственная почка» или другое оборудование, способное создавать в промываемой системе высокоскоростной поток масла. В некоторых случаях может использоваться инструмент в виде поршня или стержня, чтобы вручную прокачивать промывочную жидкость в системе с усилием, способным размывать и отрывать от дна масляного поддона, картера и от стенок каналов системы и поднимать осадок и шлам. Это может быть выполнено без замены масла или перед заменой, однократной или двукратной. В больших системах циркуляции масла принудительная промывка обычно выполняется поэтапно в отдельных контурах. При этом обычно перекрывают клапаны и шланги, чтобы изолировать промываемый контур от остальной системы.
Усложненная принудительная промывка. То же, что и простая принудительная промывка, но с применением более интенсивных мер для отделения отложений. Решение о выборе одной или нескольких подобных технологий обычно принимается по результатам осмотра внутренних поверхностей машины и/ или на основе опыта исполнителя и знания коренных причин, которые привели к необходимости проведения промывки, а также чтобы не прибегать к рискованной процедуре использования в системе агрессивных химических веществ, о чем будет написано ниже.
Принудительная химическая промывка. Использование агрессивных химических веществ, таких как растворители, моющие средства, каустическая сода или кислоты, следует считать исключительным, последним средством. Никогда нельзя точно сказать, как повлияют эти химикаты на дальнейшую работу машины. Например, подобные химикаты могут растворить покрытия на внутренних поверхностях или повредить их поверхностную обработку. Они могут оказать вредное воздействие на эластомеры, из которых выполнены уплотнения и мембраны. Они могут растворить клей и герметики, используемые в конструкции фильтров. Остатки этих химикатов могут вступить в реакцию с базовым маслом или его присадками, которое будет заправлено в систему после промывки. И наконец, они могут адсорбироваться между зерен металлов, из которых выполнены детали машины, и нейтрализовать защитное действие присадок-ингибиторов коррозии или противоизносных присадок из состава масла.
Однако бывают ситуации, когда принудительная химическая промывка остается единственным возможным решением – «наименьшим из возможных зол». В таких случаях настоятельно рекомендуется предварительно провести лабораторные анализы и подробно проконсультироваться со специалистами в этой области.
Механическая очистка. Кто-то может возразить, что механическая очистка – это не промывка. Но в большинстве случаев, когда машину приходится полностью или частично разбирать, чтобы получить доступ к поверхностям, которые необходимо очистить, использовать технологии промывки не представляется возможным. Часто отложения, которые требуют механической очистки, образуются в определенных узлах, где они создают опасность для работы машины. Например, это могут быть лаковые отложения на золотниках и стенках камер гидрораспределителей, которые препятствуют нормальной работе этого узла. (Агрегаты больших размеров – дизельные двигатели, компрессоры и коробки передач часто разбираются для проведения механической очистки, обычно при этом используются скребки и шаберы, металлические щетки и растворители.
По нашему опыту, для того, чтобы правильно выбрать способ промывки (очистки), нужно тщательно осмотреть машину. Тщательный осмотр следует повторить перед тем, как машина будет снова направлена в эксплуатацию, чтобы убедиться, что промывка выполнена успешно. Подобным же образом перед отправкой машины в эксплуатацию следует отобрать пробы масла и провести анализ, чтобы убедиться, что в новом масле не содержится остатков промывочной жидкости или частиц смытых отложений, которые могут оказать вредное влияние на смазочный материал и работу всей системы.
Если рекомендованный интервал замены масла не соответствует оптимальному
В практике нередки случаи, когда при проведении анализа отработанного масла, слитого строго в соответствии со сроком, указанным производителем машины, выясняется, что оно в недопустимо плохом состоянии и его нужно было менять значительно раньше рекомендованного периода, сократив рекомендованный интервал чуть ли не вполовину. Это происходит потому, что компания-производитель рекомендует интервал замены масла на основании результатов испытаний, выполненных в процессе разработки оборудования или сертификации данного типа смазочного материала. По результатам данных испытаний на нескольких машинах выбирается величина рекомендуемого интервала замены масла.
Если результаты ваших анализов масла показывают, что масло следует менять с периодичностью, отличающейся от рекомендованной компанией – производителем оборудования, то для того, чтобы выяснить причину этого, вам следует ответить на несколько вопросов.
- При проведении анализов масла вы использовали ту же самую методику, те же базовые цифры для сравнения и те же допустимые величины для характеристик масла? Это важно потому, что сравнение должно быть корректным, сравнивать нужно сопоставимые вещи и величины.
- Работают ли ваши машины при таких нагрузках, режимах и условиях окружающей среды, которые предусмотрены компанией-производителем?
- Используемый смазочный материал соответствует тем рекомендациям компании-производителя, для которых сформулирована периодичность замены? Если не соответствует, имеет ли этот смазочный материал такие же рабочие характеристики, как и у рекомендованного масла? Следует учитывать, что характеристики смазочного материала могут изменяться с течением времени, даже если оно имеет ту же марку и наименование сорта. Если различия в спецификациях значительные, то вполне могут быть и отличия в работоспособности этого масла.
- Возможно, имело место вторичное загрязнение в результате долива масла другого сорта, попадания в свежее масло остатков ранее использовавшегося масла или лаковых отложений.
- Проанализируйте, как выполнялось техобслуживание. Использовались ли высококачественные фильтры? Может быть, производился капитальный или текущий ремонт или иные действия с машиной, которые могли повлиять на срок службы смазочного материала.
-
Ответы на эти вопросы должны помочь определить правильную величину интервала замены масла. Если же после анализа перечисленных вопросов у вас останутся какие-либо сомнения, следует продолжить поиск причин ухудшения состояния масла.