Увеличение интервалов замены масла
Что такое «оптимальная величина интервала замены масла»?
Оптимальное время для замены масла в двигателе – это тот момент, когда масло достигло такого состояния, когда начало оказывать вредное воздействие на детали машины, причем более значительное, чем экономия средств и времени от продления его использования (т. е. увеличение интервала замены).
Эти вредные эффекты от ухудшения характеристик масла могут быть кратковременными или долговременными. Кратковременный эффект – это потеря топливной экономичности от ухудшения состояния моторного масла, он длится до замены масла. Долговременный эффект заключается в повреждении внутренних деталей двигателя, что со временем приводит к дорогостоящему ремонту и простою машины.
Иногда довольно сложно точно определить, когда настанет идеальный момент для замены масла. Если соcтояние моторного масла отслеживается постоянно, этот момент может быть:
- когда будет отмечено, что уровень деградации моторного масла достиг допустимого предела;
- когда величина щелочного числа масла (в связи с общей его деградацией) уменьшилась настолько, что это грозит существенным увеличением темпов коррозии внутренних деталей;
- когда диспергирующая способность уменьшилась и начинают образовываться агломераты сажи и шлама, которые могут образовывать твердые отложения на поверхностях деталей внутри двигателя.
-
Однако поскольку перечисленные показатели не всегда известны во время обычной эксплуатации грузовика, лучшим решением будет обеспечить оператору возможность отслеживания состояния масла в любой момент либо в режиме реального времени с помощью проточных датчиков, дающих показания непрерывно, либо периодически при помощи отбора проб и проведения анализов масла.
Расчет интервала замены. В строительной и горнодобывающей технике широко практикуется «регулярная» замена смазочных материалов по календарному графику, по отработанным моточасам или величине пробега в километрах. Как правило, эти методы далеки от оптимальных, так как не учитывают индивидуальных особенностей эксплуатации данной конкретной техники и воздействия окружающей среды: смазочные материалы и фильтры меняются либо слишком рано и могли бы еще поработать, либо поздно и уже оказывают вредное воздействие на детали машины.
Интервал по расходу топлива. Более прогрессивным является метод расчета интервалов замены моторного масла по потреблению топлива двигателем. Исследования показывают, что литр масла обладает способностью нейтрализовать и удерживать во взвешенном состоянии загрязняющие вещества, возникшие в результате сгорания при работе в двигателе 300 л топлива. А для высококачественных масел премиум-класса эта характеристика равна 500 л топлива.
От того, где и как совершают поездку тяжелые грузовики, зависит их расход топлива, который для тяжелых грузовиков рассматриваемого класса может составлять от 30 до 120 л/100 км. Удельный расход топлива – удобный показатель для расчета интервалов замены моторного масла. Производители двигателей, например, такие как MaxxForce (входит в корпорацию Navistar) и Cummins, недавно решили формулировать рекомендации по величине интервала замены масла, ориентируясь в основном на потребление топлива грузовиком. Например, для двигателей MaxxForce 2010 г. выпуска интервал замены масла составляет от 30 000 до 65 000 км пробега. Это существенно отличается от применяемого ранее в течение многих лет единого рекомендованного интервала в 40 000 км. Теперь же владельцы тяжелых грузовиков могут не только экономить средства, расходуемые на топливо – за счет перехода на газ, но и экономить на моторном масле, меняя его реже.
Интервал по фактическому состоянию. Намного выгоднее экономически менять масло, выполняя оценку его фактического состояния и остаточного ресурса.
Какие эксплуатационные характеристики масла следует контролировать? В этот список могут входить устойчивость к окислению, способность защищать металлы от ржавления/ коррозии, способность к деаэрации и устойчивость к вспениванию, деэмульгирующая способность (способность быстро отделять примесную воду, время, за которое вода и масло разделятся на две фазы), диспергирующие и моющие свойства, противоизносные свойства, индекс вязкости,содержание загрязняющих веществ и другие важные для работы масла свойства.
Следует установить предельные уровни содержания загрязнений и влаги в масле в зависимости от того, какие критические уровни содержания этих загрязнений (в масле) допустимы для данного оборудования. Затем машинный парк может начать отбирать пробы масла и выбрать надежную лабораторию, выполняющую анализы масла , либо приобрести собственное лабораторное оборудование для определения содержания загрязнений в смазочных материалах. Рекомендуется выполнять анализы вновь поступившего свежего масла: во-первых, это позволяет контролировать его качество, не полагаясь на добросовестность поставщика, а во-вторых, дает возможность сравнивать результаты анализов этого масла в процессе работы с характеристиками свежего масла. Обычно объем каждого образца составляет несколько сотен миллилитров.
На основании сравнения результатов анализов с установленными предельными нормами содержания загрязнений и с характеристиками свежего масла может быть принято решение о сокращении или увеличении интервала замены масла. Конечно, сначала рекомендуется ввести расчетные интервалы замены масла в тестовом порядке для небольшой части машинного парка, чтобы проверить, можно ли их использовать. При этом должен быть учтен и определенный «безопасный допуск», а после изменения величины интервала замены следует тщательно контролировать состояние масла.Стоимость проведения анализов масла может составить несколько десятков тысяч рублей. Однако руководителю парка достаточно выполнить анализы проб масел только из нескольких наиболее «типичных» машин, результаты исследования которых затем можно распространить на все прочие. При этом необходимо учесть, что, например, в двигателях различных моделей масло загрязняется с разной скоростью. У двигателей одной и той же модели, работающих в разных машинах, объем масла в системе смазки может отличаться. Потребление топлива и масла различается у разных машин и при разной интенсивности эксплуатации.